Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Закрыть панель

Коррекция личностного развития

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

 И ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ

А.В. Белоглазова

Основные направления, принципы и методы работы психолога в детском доме или школе-интернате в основном совпадают с таковыми в обычной школе. Здесь также необходима и диагностическая, и  коррекционная, и развивающая, и профилактическая деятельность. Вместе с тем в работе практического психолога в детском учреждении интернатного типа есть своя специфика, продиктованная, с одной стороны, условиями обучения и воспитания детей в таких учреждениях, а с другой стороны, особенностями их психического развития, личности и поведения.

Каждая школа, каждое детское учреждение имеет свои особенности, которые так или иначе оказывают влияние на развитие ребенка. Психологические исследования свидетельствуют, что общее физическое, психическое развитие и состояние здоровья детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличаются от развития их ровесников, растущих в семьях.  По одним параметрам учащиеся школы-интерната находятся на уровне своих сверстников из обычных школ или даже несколько опережают их, по другим же резко отстают не только от своих однолеток, но и  от более младших детей.

Определить проявление нарушений можно по следующим признакам:

1. Нарушение какой-либо сферы личности, психики ребенка всегда оказывает негативное действие на другие сферы, в результате чего те деградируют либо замедляют свое развитие.

2. Нарушение проявляется в поведении, т.е. его можно опознать при наблюдении. Однако надо учесть, что не все нежелательные для взрослых поступки ребенка являются результатом искажений и нарушений его личности (поведение ребенка в так называемые «кризисные моменты возрастного развития»).  В эти периоды взрослым нужно быть терпимее, не настаивать на своих требованиях, не стараться переделать ребенка.

Если же трудновоспитуемость, непослушание, агрессия, капризность, упрямство и т.п. проявляются не в критические возрастные периоды, то необходимо исследовать причину появления таких форм поведения у ребенка.

3. Психические нарушения приводят к социальной дезадаптации: к сужению круга людей, с которыми ребенок может нормально взаимодействовать, к тому, что в группе детей ребенок имеет социометрический статус отверженного.

4. Психические  нарушения оказываются барьером на пути воспитательных воздействий. Таким образом, задача устранения нарушений оказывается первичной, по отношению к собственно воспитанию.

5. Нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим заболеваниям.

Для того чтобы легче ориентироваться в определении видов нарушений, можно классифицировать их по двум основаниям. Критериями для такого разделения могут выступать:

Характер причин нарушений.

Причины могут быть «внешними» и «внутренними». Соответственно, нарушения – первичными и вторичными.

«Внешними» причинами можно считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустраторы) и негативные отношения ребенка с окружающими людьми.

Действие «внутренних» причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую. Так, фрустрированность как эмоциональное нарушение деформирует познавательную сферу личности, снижает способность  к обучению.

Характер проявления нарушения.

Нарушение может проявиться как деформация уже развитых структур психики (травматический страх и пр.) либо как недоразвитие их (слабоволие и пр.)

Задача состоит не в том,  чтобы удалить, устранить нежелательное поведение, а в том, чтобы выявить и устранить его причину, так как поведение – лишь следствие, проявляющееся во внешнем, видимом плане. Корректировать надо не следствие (поведение), а причину (нарушение) – это главный принцип, который должен регулировать практическую работу с ребенком.

Для того чтобы более полно и объективно оценить уровень адаптации ребенка, рекомендуется использовать  адаптационную карту Александровой, позволяющую определить  ту сферу жизни и деятельности ребенка, которая наиболее уязвима и наиболее остро дает проявления дезадаптации. Параллельно с тем, как карту заполняет учитель, психолог проводит дополнительную диагностическую работу. На основании обобщенных данных  намечаются пути коррекционной работы с тем или иным учеником: при проблемах, связанных с усвоением знаний, назначаются дополнительные занятия с учителем, проводятся коррекционные занятия по развитию психических процессов; при нарушении социальных контактов  и эмоционального благополучия – тренинги по формированию коммуникативных навыков, коррекции самооценки и некоторых личностных свойств,  мешающих  социализации ребенка.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что основными направлениями коррекции социальной дезадаптации личности в детском возрасте являются:

-формирование навыков общения;

-гармонизация отношений ребенка в окружении, в том числе и со сверстниками;

-коррекция некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;

-коррекция самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной