Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Закрыть панель

Развитие слуха

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ  НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Е.В.Козлова

Известно, что состав учащихся первого класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, по сравнению с общеобразовательными массовыми школами, чрезвычайно неоднороден как по своим психофизическим данным, так и по подготовленности к обучению. Наиболее отчетливо у учащихся данной категории проявляются недостатки речевого развития. Для овладения грамотой, прежде всего, необходимо определенное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи. Исследования отечественных ученых-дефектологов (Л.С. Волкова,  В.В.Воронкова, Р.И. Лалаева , Е.М. Мастюкова , С.Я. Рубинштейн  и др.) показывают, что большинство учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеют серьезные речевые нарушения, сопровождающиеся недоразвитием фонематического слуха. А отставание ребенка в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного освоения программного материала по чтению и письму.

Многие ученые указывают, что без специальной коррекционной работы преодолеть этот недостаток невозможно. Только при взаимодействии учителя и логопеда можно добиться развития фонематического слуха, исправления нарушения звукопроизношения, предупреждения появления специфических дисграфических ошибок. Учитывая фронтальный характер работы учителя и особенности психофизического развития детей с нарушенным интеллектом, не всегда можно воспользоваться рекомендациями для работы с детьми, имеющими только нарушения речи. Поэтому учителю необходим творческий подход к решению обозначенной проблемы в своей ежедневной практической деятельности.

Опыт педагогической работы автора позволил включить в методику работы с учащимися первого класса систему игр  и игровых упражнений, которые способствовали развитию фонематического слуха учащихся.

Обучение грамоте в коррекционных общеобразовательных учреждениях  VIII вида   осуществляется в первом классе в течение всего года и включает в себя два периода: добукварный и букварный.

Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. Считаю, что работа по развитию слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основной для усвоения звуков речи и проводить ее необходимо на каждом занятии. В данный период ставлю и последовательно решаю следующие задачи:

1. Подготовить слуховое внимание учеников к восприятию звуков речи (первая неделя первой четверти).Для решения этой задачи подбираются стихи, загадки, потешки, игры, способствующие формированию у учащихся умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.

2. Учить детей членить высказывания на слова (вторая неделя первой четверти). Поскольку у большинства детей данной категории к моменту поступления в школу еще не сформирована фразовая речь, работу по усвоению термина «слова» начинается с названия отдельных предметов, когда слова выступают изолированно вне предложения. В этот период вводится условно-графическую запись слов.

Учитель на доске, а ученике на парте выкладывают столько полосок, сколько названо слов (упражнения «Называй-ка», «Подскажи словечко»). Помимо этого провожу работу над семантикой слова (упражнение «Похоже-непохоже»). Затем  дети учатся строить предложение на основе непосредственно производимого действия и действия, изображенного на рисунке вводится условно-графическая запись предложения. В этот период проводятся упражнения: «Выбери картинку и составь предложение», «Послушай и покажи схему».

3. Познакомить детей со слоговой структурой слова (третья неделя первой четверти). Первоклассники учатся делить слова на части(слоги), выделять слог как часть слова .Вводится  условно-графическая запись слога. На этих уроках, помимо заданий букваря, проводятся игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай-ка», «Выбери картинку».

4. Учить способу выделения звуков в слове – последняя задача добукварного периода. На этих уроках дети учатся узнавать, различать, выделять отдельные звуки (гласные, согласные) в начале слова.

Знакомство со звуком начинаю с выделения слога, состоящего из одного гласного звука [а], который находится в начале слова под ударением (А-ня, а-ист). Этот звук необходимо интонационно подчеркнуть в произношении. На этих уроках условно-графическую запись звука.

Работа строится по плану: называется слово, делится на слоги, выделяется первый слог  (подчеркивается, что первый слог состоит из одного звука). Необходимо обратить внимание первоклассников на то, что при образовании этого звука воздух свободно выходит из горла, ему ничего не мешает: нет преграды — это гласный звук. Вся работа сопровождается условно-графической записью.

Аналогично проводится работа по выделению других гласных звуков в начале слова и только после этого начинается работа по выделению согласного звука [м] в начале слова. Работу провожу по такому же плану, как и выделение гласного звука. Внимание детей обращается на то, что при произнесении звука [м] воздух встречает преграду из губ, звук произносится коротко и называется согласным (вводится условно графическую запись согласного звука). Для этих уроков подбираются загадки, где в словах-отгадках встречаются нужный звук в начале слова.

Таким образом, подготовив слуховое внимание детей имеющих интеллектуальную недостаточность к восприятию звуков речи, можно продолжать формирование фонематического слуха в букварный период обучения грамоте.

Букварный период обучения грамоте длится со второй половины второй четверти и до конца учебного года. В этот период большую роль играют уроки знакомства со звуком и буквой, где ученики усвоение того или иного звука начинают с вычленения его из речи. Выделив звук в начале слова, дети знакомятся с особенностями его акустики и артикуляции( участие голоса, наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха).

Важно, чтобы каждый ученик не только услышал изучаемый звук из уст учителя или одноклассников, но и сам воспроизвел его, так как терминология («гласные звуки», «согласные звуки», «звонкие согласные», «глухие согласные») вводится как обобщение собственного чувственного  (сенсорного) опыта ребенка.

Познакомившись со звуком, первоклассники учатся устанавливать его наличие или отсутствие в словах, находят слова с изученным звуком в предложениях, которые зачитывает вслух учитель, подбирают слова, содержащие заданный звук из собственного словарного запаса.

Так как в классе находятся дети с разными способностями, подбирают задания, учитывая особенности каждого ребенка.

Например, во второй четверти ознакомившись с определенным звуком, большинство первоклассников способны   установить его наличие или отсутствие только в начале или в конце слова. Однако есть и такие ученики, которые могут выделить данный звук в середине слова.  Для таких детей подбираются особые задания.

Только после подробного изучения звука, учащиеся знакомится с буквой, его обозначающей.

В букварный период отдельно выделяются уроки, где проводится работа по дифференциации смешиваемых звуков.          После того, как дети научились различать звуки, смешиваемые по своим акустическим и артикуляционным свойствам в изолированном произношении, провожу упражнения по дифференциации данных звуков  в словах: (упражнение « Покажи букву»,  игра «Поможем разобрать  картинки…»и др.)

Формирование полноценного звукового анализа и синтеза продолжается на протяжении всего периода обучения грамоте. Основной задачей послебукварного периода (2-4 класс) также является овладение навыком фонетически правильного письма, когда написание не расходится с произношением. Необходимо  проводить дальнейшую работу по развитию у учащихся звукового анализа и во втором-четвертом классе.

Педагогический опыт, накопленный автором творческой работы, позволил провести предлагаемое исследование.

Целью исследования, проведенного в 2003/2004 году, явилось повышение эффективности методов и приемов работы по развитию фонематического слуха на уроках обучения грамоте у учащихся, имеющих интеллектуальную недостаточность.

Были поставлены следующие задачи:

  1. Разработать систему игр и упражнений игрового характера, способствующих развитию фонематического слуха учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
  2. Провести обследование детей до и после применения разработанной системы игр и упражнений.
  3. Проанализировать полученные результаты.
  4. Выработать соответствующие рекомендации.

Классы были скомплектованы с учетом структуры дефекта. В обоих классах все учащиеся имели диагноз: легкая умственная отсталость, системное недоразвитие речи легкой степени.

После первичного изучения детей, поступивших в первые классы, было установлено, что у всех учащихся отмечается недосформированность фонематического слуха, что препятствует правильному произношению и различению фонем родного языка.

В течение учебного года, в экспериментальном классе, наряду с традиционными приемами, применялись игры и упражнения игрового характера, разработанные автором .

Примеры некоторых упражнений, проводимых

 в экспериментальном классе

            В пропедевтический период для формирования у учащихся умения различать звуки окружающей действительности предлагались упражнения и игры:

Игра «Угадай-ка»

Задачи.

  1. Развивать речевой слух и речевую активность детей.
  2. Упражнять в произношении звуков по подражанию.

Материал. Картинки с изображением зверей (мышки, лягушки, лошади, коровы, гуся, собаки, кошки).

Проведение игры. Картинки с изображением зверей лежат в мешочке. Дети по очереди выходят, достают  из мешочка картинку с изображением зверей и изображают, как подает голос тот или иной зверь. Остальные дети должны угадать название зверя.

На этапе знакомства со словом можно проводить следующие игры и упражнения.

Упражнение: «Называй-ка».

Задачи.

  1. Учить понимать и правильно употреблять термин «слово».
  2. Закреплять навыки правильного произношения.

Материал. Мешочек с различными предметами (кубик, карандаш, книжка и др.).

Проведение игр. Учитель просит детей по очереди подойти, достать из мешочка и громко назвать предмет. После того, как все предметы будут лежать на столе, учитель четко говорит название предметов и вводит термин «слово». Учитель  обращает внимание детей, на то, что слов много и они звучат по-разному.

 

Упражнение «Похоже-непохоже»

Задачи.

  1. Знакомить детей с разнообразием слов.
  2. Развивать речевой слух, внимание детей.

Проведение игры.

Вариант I

Учитель  называет слова и просит детей сказать, как они звучат: похоже, или непохоже?

Например: мышка – мишка; рак – мак; лошадь – корова; шапки – лапки; стол- шкаф; дом – ком; миска – киска.

Вариант II

Закрепить на магнитной доске картинки с изображением козы, косы, мышки – мишки, кота – кита и т.д.      Детям предлагается внимательно посмотреть и найти пару слов, которые звучат похоже.

 

После того, как учащиеся научатся составлять предложения на основе непосредственно произносимого ими действия и составлять условно-графическую запись предложения, можно предложить детям провести  следующие упражнения: 

«Выбери картинку, и составь предложение»

Задачи.

  1. Упражнять детей в составлении предложений по условно-графической записи.
  2. Развивать мышление детей.

Материал. Сюжетные картинки, условно-графическая схема предложений, состоящих из двух и трех слов.

Проведение упражнения. Учитель закрепляет на доске условно-графическую схему предложения, состоящего из 2-х слов (3-х слов), просит детей по очереди выбрать картинку и составить предложение, чтобы оно подходило к данной схеме.

Упражнение «Послушай и покажи схему».

Задачи.

  1. Развивать речевой слух детей, определять количество слов в предложении.
  2. Развивать внимание.

Материал. Набор условно-графических схем для каждого ученика ( _ _ . _ _ _.)

Проведение упражнения. Учитель детям раздает условно-графические схемы.  Учитель произносит предложение, дети выбирают и показывают подходящую схему.

На следующем этапе дети узнают, что все слова можно «измерить», произнося по частям. Необходимо обратить внимание на то, что слова бывают разные: длинные и короткие. В длинных словах несколько частей (слогов), в коротких только одна (один слог).

Игра «Чудесный мешочек».

Задачи.

  1. Упражнять детей в делении слов на слоги.
  2. Развивать чувство ритма.

Материал. Мешочек, различные предметы (кубик, машина, книга, платок, карандаш, очки и т.д.)

Проведение игры. Учитель предлагает каждому из учеников по очереди достать из мешочка предмет, назвать слово и прошагать количество слогов (частей) в данном слове. Выборочно можно  составит схемы слов.

 

Игры и упражнения по дифференциации звуков, близких по своим акустико-артикуляционным свойствам 

Игра «Поможем разобрать картинки Света и Зина».

Задачи.

  1. Упражнять учащихся в дифференциации звуков [з] и [с] в словах.
  2. Способствовать развитию устной речи детей.

Материал. Набор предметных картинок (зонт, сковорода, роза, сапоги, ваза, сумка).

Проведение игры. Учитель предлагает помочь раздать картинки двум куклам: Свете и Зине.

Свете мы дадим картинки, в названии которых есть звук [с], а Зине те, в названии которых слышится звук [з].

Учитель добивается от детей полных ответов: «Я даю зонт Зине, потому что в слове зонт есть звук [з].

 Игра «Кто в каком вагоне поедет?

Задачи:

  1. Развивать фонематическое восприятие.
  2. Упражнять учащихся в дифференциации звуков [г] и [к].

Материал. Картинки с изображением двух вагончиков, гуся, голубя, кота, коня.

Проведение игры. Учитель предлагает детям рассадить животных в вагоны таким образом: в вагоне слева (синего цвета) поедут животные, в названии которых слышится звук [г], в законе справа (зеленого цвета) поедут животные, в названии которых слышится звук [к]. Аналогичные упражнения и игры проводятся на дифференциацию звуков [л] — [р], [б] — [п], [д] — [т].

Учащиеся экспериментального класса после применение разработанных упражнений лучше справлялись с предложенными заданиями.

У них отмечалась более высокая работоспособность  положительная мотивация к учебной деятельности.

Многие из предложенных упражнений и игр можно проводить,  как на уроках обучения грамоте, так и на коррекционных часах.

Проведенное исследование экспериментально доказывает важность целенаправленной работы не только логопеда, но и учителя по развитию фонематического восприятия учащихся с нарушенным интеллектом. Учитель должен творчески подходить к выполнению рекомендаций логопеда, методических рекомендаций по обучению детей грамоте. Необходимо учитывать уровень актуального развития каждого ученика, особенности отклонений психофизического статуса, возрастные особенности. Это поможет продуманно подбирать имеющийся в литературе игровой материал, а, самое главное, создавать свою методическую копилку. Опыт работы автора, проведенные исследования позволяют предложить учителям начальных классов коррекционных школ следующие рекомендации:

 

  • на каждом уроке по обучению грамоте проводить игры и упражнения по формированию или коррекции фонематического слуха;
  • игры и упражнения необходимо подбирать с учетом прохождения программных тем: «Предложение», «Слово», «Звуки и буквы»;
  • обращать особое внимание в работе на дифференциацию звуков, смешиваемых по акустико-артикуляционным сходствам.

 

Библиографический список

  1. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1988. с.3-65.
  2. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. — М.: Просвещение, 2001.-142 с.
  3. Глухов В.П. Использование игровых приемов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников //Дефектология, № 4, 1993.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов – М.: «Просвещение», 1991. 224 с.
  5. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 5 лет. Издание 2-е, доп. и испр. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.-96 с. (Опыт работы практического педагога).
  6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1970. с.106.
  7. Сарина В.И. Работа логопеда вспомогательной школы с первоклассниками. //Дефектология, № 6, 1991.
  8. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Дидактический материал по русскому языку для детей с задержкой психологического развития. Подготовительный класс: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1986. с.3-8.