Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Закрыть панель

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

28 Апр 2020, Автор: Employee

Чариева А.А.
учитель-логопед
ГБУ СО «Центр ППМС» г. Саратова

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

1.«Давай познакомимся с домашними животными»
Цель: уточнить и расширить словарь ребенка по теме.
Оборудование: игрушка, изображающая домашнего животного в мешке (кошка, собака, корова, лошадь).
Ход. Взрослый показывает ребенку мешок и говорит, что там находится тот, кто хочет с ним познакомиться. Затем достает игрушку, например собаку, и беседует с малышом о ней. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Кто это? Какие части тела у нее есть? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Какого цвета шерсть у собаки? Чем питается? Как называется детеныш собаки? Как она кричит? Что умеет делать? Где живет?» Если ребенок затрудняется при ответе на вопросы, взрослый ему помогает. Взрослый должен объяснить ребенку, что собака – это домашнее животное, гак как она живет рядом с человеком и человек заботится о ней. Аналогично проводится беседа о кошке, корове и лошади.
2. «Кто как кричит?»
Цель: научить ребенка узнавать животного по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: мяч.
Ход: Взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-либо домашнего животного, и бросает мяч ребенку. Тот называет это животное и возвращает мяч: «Мяу-мяу» (кошка). «Гав-гав» (собака), «Му-му» (корова). «Иго-го» (лошадь).
3. «Помоги маме найти своих детенышей»
Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей.
4. «Назови ласково»
Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинка, изображающая какое-либо домашнее животное и его детеныша.
Ход. Взрослый просит ребенка назвать животное (например, корова), его детеныша (теленок), показать на картинке части тела коровы, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал? (хвост). А как назвать ласково хвост у маленького теленка? (хвостик)». Аналогично рассматриваются: голова – головушка, нога – ножка, рога – рожки, копыто – копытце, ухо -ушко, глаз – глазик.
5. «Один—много» с домашними животными и их детенышами
кошка – кошки собака – собаки
корова – коровы лошадь – лошади
котенок – котята щенок – щенки
теленок – телята жеребенок – жеребята
6. «Кто где спрятался?»
Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь
Оборудование: игрушечная кошечка или собачка.
Ход. Взрослый прячет кошку или собачку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?» (Под стол) «Правильно. Собачка под столом». Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал собачку?» Безречевому ребенку предлагают спрятать игрушку в какое-то место. После того как он выполнит инструкцию, взрослый расскажет, где игрушка, выделяя предлог голосом.
7. «Разрезные картинки»
Цель: научить составлять целое из трех и четырех частей, активизировать речь в ходе работы и после ее выполнения.
Оборудование: разрезные картинки «Домашних животных»
Ход. Ребенку предлагают собрать разрезную картинку. В ходе работы и после ее выполнения активизируют речь ребенка вопросами: «Что ты нашел сначала? Что потом?

Ваш отзыв