Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Закрыть панель

Рекомендации для родителей

23 Апр 2020, Автор: Employee

учитель- логопед ГБУ СО «ЦентрППМС» г. Саратова
Козлова Елена Викторовна

Рекомендации для родителей

Играем с детьми- развиваем моторику

              Дошкольный возраст самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка. Один из показателей интеллектуального развития ребенка – уровень развития мелкой моторики.  Стимулируя тонкую моторику мы тем самым активизируем соответствующие отделы мозга ребенка, отвечающие за речь, мышление и творчество. Руки – это важный рабочий орган. Именно через него ребенок получает сведения об окружающем его мире, играет, творит. Благодаря упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить с детьми углубленную работу в этом направлении.
Развязывайте и завязывайте узелки и бантики со своими детьми.
Плетите косички.
Расстегивайте и застегивайте пуговицы, кнопки, крюки, молнии.
Хотя чаще всего в современных семьях задача овладения малышами разных видов застежек решается с помощью развивающей книжки или коврика, но это всего лишь первый этап. Дальше ребенок тренируется делать это в жизни, в быту.
На одежде ребенка должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера, кнопки. Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть застежку на коврике или другом человеке, чем на себе.
Ситуация, когда у ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только липучки, приводит к тому, что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать шнурки, переодеваясь на физкультуре! А ведь несамостоятельность ребенка и зависимость от взрослого прямо влияет и на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.
Открывайте и закрывайте баночки (раскручивать и закручивать крышки).
Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?
Наматывате шнурочки и нитки
Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину.
Сортируйте мелкие предметы
Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.
Проследите, чтобы ребенок это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным). При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.
Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).
Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду. Или кукле Кате — бусинки, а котенку выберем пуговки. Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.
Сюжетные пальчиковые упражнения:
К этой группе относятся упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.
• «Распускается цветок» — из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
• «Грабли» — ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В таких упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
• «Помоем руки под горячей струей воды» — движение, как при мытье рук.
• «Надеваем перчатки» — большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
• «Засолка капусты» — движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
• «Согреем руки» — движения, как при растирании рук.
• «Молоточек» — фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
• «Гуси щиплют траву» — пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти можно использовать грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
Упражнения, сопровождающиеся стихами.
«Как живешь?»
-Как живешь?-Вот так! (Показать большой палец)
-Как идешь?-Вот так! ( Шагать пальчиками по столу)
-Как ты говоришь привет?(Притягивать открытую ладонь)
- Покажи, как машешь вслед.(Помахать рукой)
- Покажи, как ночью спишь? (Две ладошки под щекой)
-Ну а как ты шалишь? (Щёки надуть и ладошками нажать, чтобы сдуть воздух)
«Месим тесто»
Тесто месим, месим, месим! (Руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем! (Энергично сжимаем руки в кулачки и разжимаем)
Пирожки мы вместе с мамой
Очень быстро испечем (Руками имитируем движения, как будто лепим снежки)
Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
• «Колечко» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
• «Кулак-ребро-ладонь» — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой руки, потом левой, затем двумя руками вместе).
• «Ухо-нос» — левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
• «Симметричные рисунки» — рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свои руки).
Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, воображение, снимает психоэмоциональное напряжение.
• «Бабочка» — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
• «Рыбки» — кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. «Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее».
• «Осьминожки» — правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Упражнения с бумагой
Мять – развитие силы рук (для этого можно использовать  упаковочную бумагу или старые рулоны обоев, а после, получившийся «шарик»,  можно бросать в корзину с расстояния).
Рвать  – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полоски. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.
Важные советы:
- Предлагая малышу бумагу для этих упражнений, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этих упражнений – всегда отводится определенное место.
-  Не давайте рвать старые книги. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей.
Аппликации из бумажных шариков
- смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, цыпленок, солнышко, тучка, лодочка и др.
Разминание пластилина
Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.
Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки)
Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят ребенка.
Графические задания
Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Нужно учить детей штриховать различными приемами: — параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева направо и справа налево; — по косым линиям, точками; — круговыми линиями, полуовалами; — волнистыми линиями, петлями.
Для штрихования можно использовать книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут. Использование фигурных линеек, способствует активизации творческих способностей. Позволяет, научить детей составлять из геометрических фигур изображения предметов, композиций, штриховать их, составлять рассказы по получившимся композициям.
Важные советы:
Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. И родителям       нужно обращать внимание не на то, что плохо, а на то, что хорошо.
Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше. Игры и упражнения по развитию мелкой моторики,   обеспечивают возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность, его творческие способности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.О. Бот  С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербина «Развиваем руки, чтобы и учиться писать и красиво рисовать», Ярославль, «Академия развития», 1997 г.;
2.  Е. Синицина «Умные пальчики», Москва, «Лист», 1999 г.;
3. Т. Ткаченко «Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи» // Дошкольное воспитание № 3, 1989 г., стр.36;
4. Фролова Е. А. , Тучкина О. Р. МДОУ «ЦРР – д/с №153»

Ваш отзыв