Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Закрыть панель

Родительские ожидания как важный фактор формирования психоэмоциональной структуры личности ребенка

22 Апр 2020, Автор: Employee

Педагог-психолог высшей кв. категории
Петкилёва Елена Геннадиевна

Родительские ожидания как важный фактор
формирования психоэмоциональной структуры личности ребенка

 Осознанное желание родителей иметь ребенка является самым главным моментом в формировании психоэмоциональной структуры личности ребенка. Позитивный взгляд на себя, жизнь и окружающих складывается у ребенка еще в момент его существования в виде зародыша. «Меня хотят, любят, ждут» – эта формула записанная в подсознании, определяет не только развитие, но и весь жизненный путь личности. Дети, в необходимости появления которых на свет долго сомневались родители, существенно отличаются от желанных. Своим поведением они как бы мстят родителям за их «нежелание, нелюбовь, неожидание». В практической работе легко удается отличить таких детей: они негативно относятся к окружающим, многое делают «назло», слабо справляются с ситуациями, требующими осознания и волевых усилий, а главное, что часто более всего беспокоит и родителей и педагогов, — эти дети не любят себя, утверждают, что весь мир вокруг враждебен, и в качестве психологической защиты выбирают эмоциональные и поведенческие реакции, не принимаемые окружающими: агрессивность, замкнутость и необщительность, робость или же напротив – демонстративность, капризность, неуправляемость.
Многие родители, давно уже приняв и полюбив своего ребенка, удивляются: почему он такой, что мы делаем не так? И когда их просят ответить на вопрос, не было ли каких либо серьезных причин сомневаться в появлении ребенка на свет, желанный ли он, многие с горечью сознаются: «Да, такое было». Глубокое осознание этого момента дает серьезный толчок в диагностике психоэмоциональных нарушений у детей и помогает выбрать правильные и эффективные методы коррекции.
Следующим важным фактором в диагносцировании причин появления детской тревожности и эмоциональных проблем является момент появления малыша на свет, то есть роды.
Консультируя маму уже подросшего ребенка, ее обязательно просят ответить на вопрос, сложные ли были роды, своевременные или с отклонениями, какой была первая встреча, с улыбкой или с мукой на лице мамы. Ответы на эти вопросы, оказывается, объясняют очень многое в возникновении сложностей в эмоциональном развитии детей.
В психологии есть понятие «родовая травма», и имеются в виду не органические последствия родов. В данном случае происходит событие, наполненное глубоким психологическим смыслом для каждого человека. Защищенный, умиротворенный, гармонично связанный с мамой и дыханием, и питанием, и сердцебиением, зародыш чувствует себя в утробе матери великолепно (оговоримся, если в процессе беременности у мамы много проблем: болезни, страхи, тревоги, стрессы, — то зародышу тоже не совсем уютно). Приятная влажная среда, тишина, ласкающие звуки, нежные поглаживания мамы и папы, спокойная безопасная темнота – только наслаждение, упоение и покой. Но вдруг наступает момент, когда надо распрощаться со всем этим: куда то исчезает влага, появляются настойчивые, выталкивающие из уюта толчки, что-то давит и заставляет выходить в неизвестность. Первый человеческий страх – это не страх смерти, это страх перед жизнью. «А зачем я оттуда вылез?» – это ведь и есть вопрос, мучающий человечество вечно, вопрос о смысле жизни, с ним мы и рождаемся, и живем, и умираем.
Очень важно поэтому встретить маленькое существо радостно, легко, доброжелательно. Каждый человек, встречающий ребенка на этом свете должен подарить ему первую улыбку.
Задумываясь над вопросом, откуда берутся у вашего ребенка эмоциональные проблемы, вспомните, а легко ли он появился на свет, и тогда многое станет вам понятно.
Но вот малыш дома; трепетно и осторожно ухаживают за ним родители, все делают по расписанию, слушают советы врачей и старших, читают книги о правилах ухода. Вот только книжки о душевном, эмоциональном развитии малыша им попадаются редко. Да и зачем: лишь бы был сух, накормлен, хорошо спал, не плакал. Плач это плохо, его надо избегать, это сигнал, что надо менять пеленки, дать соску и т.д.
А задумываются ли родители, что плач – это не только сигнал неудобства, но и призыв к общению, это самый первый язык ребенка, форма проявления его желания быть понятым. Вспомните, что вы делали, когда ваш малыш начинал плакать, — брали ли вы его на руки и ласкали, утешали или же, следуя строгим предписаниям, кидались менять пеленки, приучали к самостоятельности в отдельной кроватке, чтобы «не привыкал к рукам»? А ведь телесное общение  было для малыша понятным еще тогда, когда он не родился. А много ли вы говорили со своим малышом, успокаивали, говорили, что любите и понимаете его, в первые дни, недели, месяцы его жизни? Доказано, что малыши по-разному реагируют на голос мамы, папы, бабушки, незнакомых, всего они различают до 30 голосовых оттенков и интонаций. Общаясь друг с другом приветливо, спокойно, вы не пугаете малыша, не создаете почвы для тревоги и страхов. Грубые разговоры, обсуждение своих проблем, выяснение отношений при малыше внутренне беспокоят его, напрягают, отсюда и плач «без видимых причин», бессонные ночи. Неблагополучные взаимоотношения между родителями всегда были, есть и будут причиной детских эмоциональных проблем.
Вспомните, было ли такое у вас, и если да, то это еще одна из причин вашего теперешнего непонимания своего ребенка, это ответ на недоуменное: «Ведь мы все для него делаем, ведь все у нас было хорошо».

Ваш отзыв