Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Закрыть панель

Предупреждение письма и чтения у детей дошкольного возраста

16 Дек 2016, Автор: Employee

Статью подготовил сотрудник ГБУ СО «ЦЕНТР ППМС» Г.САРАТОВ

Учитель-логопед Дацко С.В.

«Основу правильного письма составляет
чуткое ухо в различении всех звуков
и ясный выговор слова такой,
чтобы каждый из звуков составляющих
слово был слышен».
К.Д. Ушинский

В современной логопедии прочно утвердился принцип, что устранять нарушения  речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Многие речевые нарушения, в том числе и фонетико-фонематическое недоразвитие речи, если своевременно не исправить, могут стать причиной неуспеваемости ребенка в школе, а, точнее, могут спровоцировать нарушения письменной речи.
Ефименкова Л.Н. и Мисаренко Г.Г. указывают на то, что: «речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими начальных этапов обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов».
Идея предупредительного подхода к нарушению письменной речи нашла свое воплощение в работе Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи».
В работах Левиной Г.Е., Спировой Л.Ф., Чиркиной Г.В. рассматривается проблема готовности ребенка к усвоению грамоты, которая формируется задолго до системного обучения чтению и письму.
В своей статье  я хочу рассмотреть, как может повлиять в дальнейшем на успешное обучении в школе такое нарушение, как  фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН). ФФН называется стойкое нарушение произношения нескольких групп звуков, сопровождающихся нарушением фонематического восприятия.
При нормальном ходе речевого развития все дети в раннем возрасте заменяют сложные по артикуляции звуки (с, з, ш, ж, ч, ц, щ, р, л) более простыми, поскольку им ещё недоступны сложные и тонкие движения артикуляторных органов, и прежде всего — языка. Например, появлению в речи ребёнка звука [ш] чаще всего предшествует целая «цепочка» звуков-заменителей (ть, сь, с)  всё более и более усложняющейся и постепенно приближающейся к звуку [ш] артикуляцией, то есть на разных этапах своего возрастного развития одно и то же слово «шапка» ребёнок произносит по-разному: «тяпка-сяпка-сапка», и, наконец, «шапка». То же самое происходит и с другими артикуляторно сложными звуками. Это вполне нормальный ход становления звукопроизношения.
Однако звуковые замены в речи ребёнка «нормальны» только до определённого возраста, и они обязательно должны исчезнуть не позднее, чем к пяти-шести годам. Если же они задерживаются до более позднего возраста, это уже патология, являющаяся несомненным предвестником нарушения чтения и письма.
Известно, что в процессе экспрессивной речи и, следовательно, при произнесении речевых звуков возникают кинестетические ощущения от движения органов артикулярного аппарата. Импульсы от этих кинестетических ощущений идут к коре головного мозга (корковый отдел речедвигательного анализатора в области 2-й и 3-й лобных извилин).
Эти возбуждения совпадают во времени с раздражением от звучания произносимых слов, вызывающих возбуждение в слухо — речевым анализаторе (в области верхней височной извилины). Именно кинестетические раздражения играют решающую роль в формировании фонетического восприятия.
При нарушенном звукопроизношении не происходит и полноценного развития фонематического восприятия. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. По этой же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. При недостаточности фонетического восприятия многие предлоги (особенно если в сочетании со следующим словом они образуют стечение согласных) или безударные окончания слов ребенком не воспринимаются. Иными словами, в результате нарушения звукопроизношения возникает и нарушение фонетического восприятия. Которое впоследствии, если его вовремя не устранить, обязательно повлечет за собой нарушение письма и чтения.
Предпосылки возникновения нарушения чтения и письма.
Как известно, дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают определенными грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако у детей с ФФН происходит отставание в развитии этих процессов.
В ряде исследований Левина Г.Е., показала, что учащиеся с несформировавшимся звукопроизношением допускают большое количество разнообразных ошибок, плохо понимают прочитанное. Письмо этих детей так же пестрит ошибками.
Наиболее характерна группа ошибок, замена букв, соответствующих близким по артикуляционным и акустическим признакам, т.е. с-ш; ч-т; и т.д.   Второй группой ошибок не менее характерных для детей с недостаточностью звукопроизношения является пропуски букв. Особенно часто пропускаются гласные буквы. Наблюдается также перестановка букв, пропуски слогов и другие искажения слов.
Наиболее характерной при ФФН у детей является   артикуляторно-акустическая дисграфия (нарушение письма). В классификации М.Е. Хватцева она была обозначена как дисграфия на почве расстройств устной речи, или «косноязычие в письме».
В основе артикуляторно-акустической дисграфии лежит тот вид неправильного произношения ребёнком звуков речи, когда один звук полностью заменяется другим (например, ребёнок говорит «сапка» вместо «шапка»).
Овладение правильным произношением всех звуков речи до начала обучения грамоте важно по следующей причине. В начальный период овладения грамотой дети обычно проговаривают вслух каждое записываемое ими слово, что помогает им уточнить его звуковой состав. Однако если ребёнок произносит звуки неправильно (особенно если он заменяет один звук речи другим), то такое проговаривание в процессе письма не только не помогает, но даже мешает.
Ребёнок в этих случаях пишет так, как говорит, то есть нарушение звукопроизношения из его устной речи переходит и на письмо — возникает артикуляционно-акустическая дисграфия.
Большинство родителей даже без какой-либо специальной проверки знают, какие звуки не произносит их ребёнок. Однако во многих случаях этому обстоятельству в семье не придают значения, поскольку его никак не связывают с возможными в дальнейшем школьными проблемами. Вот почему важно проверить состояние звукопроизношения у каждого дошкольника, и чётко определить, какие именно звуки ребёнок совсем не произносит или заменяет другими звуками.
С этой целью нужно предложить ребёнку назвать картинки, специально подобранные на наиболее сложные по артикуляции звуки. Каждый звук находится здесь в трёх положениях в слове — в начале, в середине и в конце. Исключение составляют лишь звуки [з] и [ж], приводимые только в начале и середине слова, поскольку в конце слов они оглушаются. Картинки должны называться ребёнком самостоятельно.
В ходе проверки обращается внимание не только на замены одних звуков речи другими (например, «дус» вместо «душ»), но и на полное отсутствие звуков («ыба» вместо «рыба»), а также на искажение их произношения (например, «картавое» [р], губное [л] и пр.), хотя искажённое произношение звуков, как правило, не отражается на письме в виде буквенных замен, однако и это нарушение нужно постараться устранить до поступления ребёнка в школу. Такого рода искажённое звучание не проходят с возрастом.

Устранение предпосылок артикуляционно-акустической дисграфии.
Прежде чем говорить об устранении предпосылок артикуляционно-акустической дисграфии, важно понять причины их возникновения.
Наиболее частой причиной нарушения звукопроизношения представляющая собой предпосылку данного вида дисграфии, является недостаточно чёткое различие ребёнком тех или иных звуков на слух. Ведь правильным звукопроизношением ребёнок овладевает по подражанию, ориентируясь в основном на слуховое восприятие, а не на его артикуляцию. Внешний вид артикуляции в этом процессе тоже важен, но он может играть здесь лишь вспомогательную роль.
Например, ребёнок может видеть различное положение губ при произнесении звуков [с] и [ш], но ему недоступно зрительное восприятие самого важного элемента артикуляции — положения языка. Следовательно, ориентируясь в основном на слуховое восприятие, ребёнок как бы «подбирает» такое положение языка, при котором достигается нужный акустический эффект, то есть правильное звучание звука.
Если же слуховое восприятие оказывается недостаточно дифференцированным (например, звуки [с] и [ш] кажутся ребёнку по звучанию одинаковыми), то ему не на что опереться при овладении их артикуляцией, и он «застревает» на каком-то более раннем этапе становления звукопроизношения, не имея возможности перейти на следующий этап. Звуковые замены в этом случае могут сохраняться в школьном возрасте.
Первое, что необходимо сделать при наличии в речи ребёнка звуковых замен — это проверить возможность различения им заменяемых в речи звуков на слух. Если такое различение отсутствует, то начинать коррекционно-профилактическую работу с таким ребёнком нужно с развития у него слуховой дифференциации звуков с опорой на сохранённые функции.
Лишь после приобретения способности различать заменяемые звуки на слух, ребёнок почувствует, что имеются два звука, а не один, и только тогда его перестанет устраивать произношение «сапка» вместо «шапка», и он начнёт искать способы более правильного артикулирования звука [ш], ориентируясь на характер его звучания.
Состояние слуховой функции дифференциации звуков лучше всего проверить у ребёнка не позднее, чем в трёхлетнем возрасте. Звуковые замены в речи ребёнка в любом случае должны быть устранены до начала обучения его грамоте.
Таким образом, артикуляторно — акустическая дисграфия  заключается в неправильном произношении звуков.
У ребёнка отмечается:
смешение звуков (когда все звуки поставлены и усвоены ребёнком, но в речи он допускает ошибки, смешивает один звук с другим)
замена звуков (ребёнок не все звуки произносит правильно, идёт замена звука на более простой)
отсутствие звуков в устной речи.
В таком случае идёт замена, перестановка или пропуски букв в письме.
Бывает, что нарушения звуков в устной речи ребёнка уже устранены, но в письменной речи остаются ошибки с пропусками, смешением или заменой букв. Значит, у ребёнка пока не выработалась чёткая опора на правильную артикуляцию звуков.
Коррекционная работа при артикуляторно — акустической дисграфии направлена:
на коррекцию звукопроизношения
на развитие фонетического слуха
на развитие фонематического восприятия.
Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития и других категорий детей.
Список литературы
Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка 1 – 4 классах вспомогательной школы. М: 1991. – 228 с.
Ефименкова Л.Н.  Формирование речи дошкольников. М: 1985.– 168 с.
Ефименкова Л.Н., Мисарено Г.Г.  Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М: 1991. – 265 с.
Иваненко С.Ф.  Формирование восприятия речи детей с тяжелыми нарушениями. М: 1984. – 230 с.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи  М: 1985 – 176 с.
Основы теории и практики логопедии (под редакцией Р.Е. Левиной) М: 1968. – 156 с.
Расстройства речи у детей и подростков (под редакцией Ляпидевского) М: 1969. – 390 с.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А.  Логопедическая работа в специальном детском саду  М: 1987. – 340 с.
Фомичева М.Ф.  Воспитание у детей правильного произношения  М: 1989. – 268 с.

Данный материал можете скачать в формате WORD ( article.doc )

Ваш отзыв