Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Закрыть панель

Что делать родителям дошкольника, если ребенок проявляет агрессию

16 Дек 2016, Автор: Employee

Статью подготовил сотрудник ГБУ СО «ЦЕНТР ППМС» Г.САРАТОВ

Педагог-психолог Ревизцева И.С.

Агрессия — активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Она может быть направлена как на самого себя, так и на человека, который препятствует достижению цели.
Чаще всего ребенок агрессивно реагирует, испытывая ревность или страх, печаль или разочарование. Нередко маленький человек просто не знает, как себя вести в моменты раздражения и гнева. В итоге, контроль над эмоциями теряется, происходит обострение негатива, который и проявляется в агрессии.
Агрессивное поведение у детей имеет довольно острый характер. Ребенок может биться головой, бить руками или ногами, швырять вещи и игрушки, плеваться и кусаться. Но также агрессия нередко направлена на другого ребенка.
Порой причиной такого поведения становится неблагоприятная атмосфера в семье или регулярные стрессы, которые ребенок вынужден переживать. Именно тогда агрессия становится основной тактикой выживания в окружающей среде. Любые проявления детской агрессии свидетельствуют о наличии психологической проблемы у ребенка, с которой он не в состоянии самостоятельно справиться.
Важно исправление агрессивного поведения в дошкольном возрасте, так как в этот период данная негативная черта находится в стадии своего становления.  Дело в том, что в дошкольном возрасте с большой силой заявляют о себе новые потребности:
-  Потребность в движении.
Ребенок становится очень активным. Взрослым приходится насильно ограничивать двигательную активность ребенка. Реакция ребенка – гнев, который находит выход через агрессивное поведение.
-  Потребность в самостоятельности.
Желание быть взрослым, независимым, все делать самому. Здесь вспышки агрессии — это чаще всего протест против помощи родителей в каком-либо деле.
- Потребность в общении со сверстниками.
Ребенок хочет быть принятым в группе сверстников, иногда — быть лидером в группе. Если у ребенка не получается контактировать с детьми, он часто кулаками стремиться приобрести популярность в своей группе. Важно научить ребенка адекватным средствам общения.
Родителям для того, чтобы агрессивность не стала устойчивой личностной чертой ребенка, следует своевременно применять корригирующие меры для ее устранения.
Рекомендации родителям агрессивного ребенка
Давайте ребенку чувство уверенности в вашей безусловной любви и принятии. Демонстрируйте собственный положительный пример.
Если ребенок проявляет агрессию по отношению к вам, необходимо отвести его в свою комнату и сказать, что он может придти к вам, когда успокоиться.
После того, как ребенок успокоился, спокойно поговорите с ним.
Иногда дайте ребенку 10-15 минут «непослушания» в которые он может выплеснуть накопившееся напряжение и негативные эмоции, например,  побить подушку.
Развивайте у ребенка способность к эмпатии.
Наказывайте малыша только в крайних случаях. Наказание  может привести к тому, что это вызовет ответный гнев ребенка, либо его подавление. Если малыш постоянно подавляет гнев, то он перерастает в пассивно-агрессивную форму поведения.
Старайтесь учить агрессивного малыша проговаривать то, что ему нравится и не нравится.
Говорите о своих чувствах после агрессивной реакции ребенка, давая информацию в форме «Я-сообщений».
Избегайте негативной оценки ребенка («злой», «плохой», «драчун» и т.д.).
Порицайте поступок, а не самого ребенка.
Оценивайте  ребенка положительно, старайтесь подчеркнуть его хорошие качества.
Пусть ребенок несет ответственность за свои агрессивные реакции и их последствия.
Играйте вместе с ребенком, создавайте игровые ситуации, когда ребенок может выместить негативные чувства.
Предложите ребёнку альтернативные способы выхода энергии (спорт, активные игры).
Не перегружайте ребёнка занятиями.
Попросите всех членов семьи воспитывать ребёнка в соответствии с единой тактикой.
Обязательно исключите или ограничьте фильмы и игры с элементами насилия. Читайте добрые сказки.
Методы снятия агрессивности у дошкольников:
1. Корректирующие игры.
Игротерапия – великолепный способ коррекции поведения. Какие игры могут помочь агрессивному ребёнку ?

Игра «Игрушка в кулаке».
Пусть ребёнок закроет глаза. Положите ему в руку какую-то игрушку. Теперь пусть он сильно-сильно сожмёт кулак и подержит так какое-то время. А потом раскроет руку и посмотрит на игрушку. Эта игра снимет напряжение ребёнка и переключит его на положительные эмоции.
Игра «Минута шалости»  (психологическая разгрузка).
По сигналу ребенку разрешается шалить: можно прыгать, бегать, кричать и т. п. Повторный сигнал через несколько минуты объявляет конец шалостям.
Игра «Подушечный бой».
Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релаксации.
Эта игра обычно очень нравится детям, вызывает целую бурю положительных эмоций, помимо этого подушечные бои помогают ребенку выплеснуть свою агрессию вовне без нанесения физического вреда окружающим.

Игра  «Кукла «Бобо».
Цель: способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.
Агрессия у ребенка накапливается постепенно, и, когда ему удается выплеснуть ее, он снова становится спокойным и уравновешенным. Если ребенку дать возможность выместить агрессию на какой-либо объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Для этой цели используется специальная кукла «Бобо». Ее легко сделать самим, например, из подушки: пришить к старой подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделать «лицо» — кукла готова. Можно сделать ее более плотной, набив плотный чехол песком или ватой. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.
Иногда и взрослому хочется пнуть такую куклу. Не стесняйтесь сделать это, и вы сами увидите, насколько быстро проходят негативные, агрессивные чувства.
2. Рисунки.
В рисунках ребенок естественным и спонтанным образом выражает свои чувства. Можно попросить ребенка нарисовать свой гнев, обиду. В социально приемлемой форме ребенок отрегиркет, снимет свою агрессивность, не причинив вреда ни себе, ни обидевшему его человеку.
3. Релаксация.
Чаще всего агрессивному поведению способствует накопившееся внутреннее напряжение. Когда напрягаются мышцы, дети испытывают напряженность, страдают от головных болей, болей в животе, чувствуют себя усталыми и раздраженными.  Ребенку можно помочь расслабиться, выполнив с ним упражнения:

Упражнение «Снежная баба».
Представь, что ты снежная баба. Ты огромная, красивая, тебя вылепили из снега. У тебя есть голова, две торчачие в стороны руки, и ты стоишь на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце.Вот оно начинает припекать, и ты чувствуешь, что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку, начинает таять и туловище. Ты превращаешься в лужицу, растекшуюся по земле.

Упражнение «Спящий котенок».
Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврики засыпает. У котенка медленно поднимается и опускается животик.

Список использованных источников:
1. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность: 100 ответов на родительские «почему» – Ярославль, Академия развития, 2001.
2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми: Комплексная программа работы с агрессивными,гиперактивными, тревожными и аутичными детьми. – Спб, Речь, 2002
3. Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями: Агрессивные дети. — //Дошкольное воспитание, № 4, 2002. С. 108-111.
4. Фурманов И.А. Детская агрессивность: диагностика и коррекция. – М.: 1996.
5. Кряжева Н.Л.: Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для педегогов, психологов, родителей. Ярославль: Академия развития, 1996.
6. Чистякова М.И. Психогимнастика. Под редакцией М.И. Буянова. М.: Просвещение Владос, 1995.
7. Фопель К.: Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. М.: Генезис, 1998.

 

Данный материал можете скачать в формате WORD ( article.doc )

 

Ваш отзыв