Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Закрыть панель

Речевая готовность ребенка к школе

04 Окт 2013, Автор: Administrator

Статью подготовил сотрудник ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования» Бизюкова Т.Г.

     Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи: устной или письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной  — ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка во время поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом, и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.
У детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание  в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем  значительно затрудняет  овладение письмом и  приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала обучения грамоте.

Требования к речи ребенка, поступающего в школу:
1. Правильное произношение звуков родного языка.
2. Умение различать звуки речи на слух.
3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.
4. Состояние словарного запаса.
5. Сформированность грамматического строя речи.
6. Владение связной речью.
Рассмотрим эти требования подробно:
1. До начала обучения грамоте ребенок должен овладеть правильным
произношением  всех речевых звуков, причем особенно  недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен («сыпленок»  вместо  цыпленок, калтина вместо картина). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.
2.  Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из
необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого  слова предполагает умение определить (то есть «опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми , то он неизбежно будет  затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при не различении на слух звуков П и Б он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть написана в слове БУЛКА или в слове ПОЛКА.
3. Для записи любого слова ребенок должен не только уметь  отличить
друг от друга все составляющие его звуки, но и отчетливо представлять себе их последовательность, т.е. он должен владеть звуковым анализом слов. Простейшие формы такого анализа становятся доступными  детям уже в дошкольном возрасте и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте.
Например, Спросите ребенка, а). Есть ли в слове РОЗА звук Р;
б). Какой первый звук в словах Астра , Озеро , Утка; Тапки, Нос, Батон…
в). Какой последний звук в словах окнО, лунА, кенгурУ, шкаФ, маК, шаР..
4. Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен
составлять  не менее 2000 слов, причем в нем должны быть
представлены все основные части речи –существительные, глаголы, прилагательные, числительные, наречия, предлоги, местоимения. Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова – ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ЖИВОТНЫЕ, РАСТЕНИЯ, ПТИЦЫ, ОВОЩИ,ФРУКТЫ…, которые начинают усваиваться детьми примерно с трех-трех с половиной лет.

Для исследования словарного запаса применяется целый ряд специальных приемов,  позволяющих выяснить наличие или отсутствие у ребенка  определенных слов. Вот из наиболее распространенных приемов:
Называние предметов, относящихся к различным логическим группам: — Назови все известные тебе ДЕРЕВЬЯ, ЦВЕТЫ, ЖИВОТНЫЕ, ОВОЩИ, ТРАНСПОРТ…
Назови одним словом: МАШИНКА, КУКЛА, КУБИК (игрушки); ТАРЕЛКА, БОКАЛ, ЧАШКА (посуда)….
Назови, какая КОНФЕТА? (сладкая), какой ЛИМОН? (кислый)….
Подбор возможных действий к предмету.
СКАЖИ :  Кто как передвигается?
человек – ХОДИТ
птица – ЛЕТАЕТ
рыба – ПЛАВАЕТ…
Кто как подает голос?
корова – МЫЧИТ
собака – ЛАЕТ
лягушка – КВАКАЕТ…
Кто как ест?
собака кость – ГРЫЗЕТ
кошка молоко – ЛАКАЕТ
курица зерно – КЛЮЕТ
корова траву — ЖУЕТ
Подбор предметов к заданному действию.
Что можно пить? ( воду, молоко, кисель, сок…)
Что может летать? (птица, самолет, пух…)
Подбор антонимов (слов с противоположным значением).
Скажи наоборот: большой – МАЛЕНЬКИЙ,
чистый – ГРЯЗНЫЙ,
больной – ЗДОРОВЫЙ….
5. Под сформированностью грамматических систем имеется ввиду
выяснение вопроса о том, овладел ли ребенок на чисто практическом уровне существующими в родном языке закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам) без изменения при этом основного значения слова.
Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 –м годам, тогда как системой словообразования  — лишь к 7 -8.  Эти сроки довольно условны.
Проверка сформированности у ребенка грамматических систем важна
потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно еще умение активно пользоваться  имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии  можно достаточно  выражать свои мысли.
А для правильно построения  предложений необходимо  умение
грамматически верно согласовывать слова между собой.  Большинство детей этим умением овладевают своевременно, у некоторых же здесь  наблюдаются  определенные трудности. При этом в одних случаях надостаточность овладения грамматическими закономерностями языка видна уже в повседневной речи ребенка, в других это можно выявить лишь в процессе специального исследования.
6. Под связной речью  принято понимать такие развернутые
высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, потому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.
До овладения связной речью следует научить  ребенка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материалах тех же самых сказок.
прежде всего нужно постараться вызвать у ребенка желание о чем – то рассказать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на самостоятельное говорение.
С этой целью можно начать  заинтересовано о чем – то расспрашивать ребенка, побуждая его рассказать о каком – либо интересном для него событии, об игре, о посещении цирка, зоопарка, просмотренном мультфильме и др.Слушать при этом нужно с живым интересом, направляя сбивчивый рассказ ребенка в нужное русло путем постановки вопрсов.
Необходимо научить ребенка понимать связные высказывания. прослеживать последовательность событий, улавливать их  причинно – следственные связи. Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картинок, сам порядок расположения которых представляет собой четкий план рассказа, не позволяющий отклоняться в сторону от основной нити повествования.
Постепенно ребенок подводится к составлению самостоятельно пересказа или рассказа.

Для упражнений в рассказывании можно использовать следующее:
пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;
пересказ просмотренного мультфильма;
рассказ о событиях прошедшего дня;
рассказ об интересной прогулке или экскурсии;
заканчивание начатого взрослым рассказа ( Как ты думаешь, что будет дальше?);
составление рассказа по данному его концу ( Как ты думаешь, что было до этого?).
В плане подготовки к овладению чтением и письмом, помимо сказанного, очень важно обеспечить также четкое знание ребенком всех букв алфавита.
Подготовка же ребенка к школе, с точки зрения полноценности всех «сторон» его речи, предупредит появление в дальнейшем очень многих школьных проблем.

Литература.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 1998.
2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. М.,2003.
4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
5. Логопедия / Под. ред. Л.С.Волкокой. М., 2003.
6. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Селиверстова. М., 1987. Вып.2.

————————-

Данный материал можете скачать в формате WORD ( article.doc )

 

Ваш отзыв