Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Закрыть панель

Требования к составлению психолого-педагогической характеристики детей на ПМПК

09 Окт 2013, Автор: Employee

Статью подготовил сотрудник ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования» социальный педагог, дефектолог Петряева Л. Н.

Для специалистов ПМПК основным документом отражающим важную и существенную информацию о ребенке, является педагогическая характеристика. Этот документ заполняется воспитателем дошкольного учреждения или классным руководителем школы, заверяется подписью руководителя учреждения и печатью.

Педагогическая характеристика должна составляться объективно и грамотно. Анализ педагогических характеристик детей поступающих на диагностическое обследование на ПМПК, показывает, что далеко не всегда этот важный документ составляется грамотно и полно. Педагогам школ и воспитателям дошкольных образовательных учреждений следует ответственно подходить к их написанию. Данные содержащиеся в педагогической характеристике, отражают индивидуальные особенности усвоения детьми программного материала; важные сведения особенностях взаимодействия ребенка с окружающими; трудности, характерные для ребенка при обучении и развитии; информацию о различных сторонах поведения и психической деятельности в целом.

К сожалению, многие педагоги не отражают в педагогических характеристиках той информации, которая дополняет сведения, получаемые специалистами ПМПК, проводящими психолого-педагогическое обследование. Основными недостатками при составлении характеристики становятся следующие:

1.Неполное соответствие педагогических характеристик.

Чаще всего приходится встречаться с характеристиками поверхностного, схематического содержания. В таких характеристиках-схемах отводится по одной строчке для описания таких важных разделов, как отношение к учебной деятельности, сформированности учебных навыков; характеристика общего развития и речи; отношение ребенка к неудачам, особенности работоспособности; заключение и рекомендации. Отводится по две строчке для описания особенностей семейного воспитания, отношения ребенка к словесной инструкции педагога, общая осведомленность о себе. Такие характеристики- схемы не дают информации для специалистов ПМПК.

2.Несоответствие содержания требованиям, предъявляемым к психолого-педагогической характеристике.

Ряд характеристик содержат краткое изложение времени пребывания ребенка в детском учреждении, изложение состояния ведущих психических функций — восприятия, внимания, мышления, памяти. Наблюдается подмена психолого-педагогических характеристик представлением школьного психолога.

3.Отсутствие в характеристиках анализа усвоения ребенком программного материала.

Значительное количество характеристик, представленных на диагностическое обследование, отражают жалобы учителя на неуспеваемость, либо трудности в поведении. Такие характеристики не содержат анализа неуспеваемости детей по разным направлениям программного материала дошкольного и школьного учреждения, нет и указания на возможные причины трудностей ребенка Ограничиваясь жалобами на поведение или обучение, педагоги не отражают положительные возможности ребенка, на которые следует опираться в педагогической работе.

4.Отсутствие в психолого-педагогических характеристиках обобщенных и обоснованных выводов педагога.

Значительное количество характеристик носит безадресный характер: педагог не указывает цель их составления: уточнение состояния ребенка, перевод в другое образовательное учреждение, дублирование программы или другие. В характеристиках не всегда отмечается отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отставания либо равнодушное отношение, либо неадекватное и т. д.)

Для оказания помощи педагогам дошкольных и школьных образовательных учреждений рекомендуется использовать следующие формы психолого-педагогических характеристик заимствованные из руководства по организации деятельности системы ПМПК под руководством А. Юдилевича (Москва- Орел,2002год,с. 112).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯХАРАКТЕРИСТИКА

(на детей дошкольного возраста)

Фамилия, имя, отчество ребенка___________________________________

Дата рождения__________________________________________________

Дошкольное образовательное учреждение

_____________________

тип _____________________ группа________

Срок пребывания в дошкольном образовательном учреждении__________

В каком возрасте поступил ________________________________________

Откуда поступил: из семьи, из другого образовательного учреждения (причина)______________________________________________________

Оценка адаптации ребенка в группе________________________________

Особенности игровой деятельности________________________________

Основные трудности, отмеченные в обучении________________________

Восприятие (зрительное, слуховое, ориентировка в пространстве, знание цветов, времен года, дней недели) ____________________________

Внимание______________________________________________________

Память_________________________________________________________

Мышление______________________________________________________

Моторика_______________________________________________________

Основные трудности, отмечаемые в общении _________________________

Речевое развитие________________________________________________

Социально-бытовые навыки _______________________________________

Темп деятельности _______________________________________________

Соматическое здоровье___________________________________________

Дата_______________

Воспитатель _________________________________/__________________

                            /расшифровка Ф.И.О.    / подпись

Руководитель дошкольного образовательного учреждения

______________________ / __________________________

/расшифровка Ф.И.О.                  / подпись

М.П.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

(на детей школьного возраста)

Фамилия, имя, отчество ребенка   _____________________________________

Мать________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

Отец________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

Дата рождения_______________________________________________________

Наименование образовательного учреждения_____________________________

Бытовые условия. Особенности семейного воспитания______________________

Другие сведения о ребенке (любая дополнительная информация)_____________

Где находился ребенок до поступления в настоящее образовательное учреждение__________________________________________________________

Когда поступил в учреждение, по какой программе обучался, успеваемость

____________________________________________________________________

Отношение к занятиям, поведение. Реакция на успех и неудачи в учебе

____________________________________________________________________

Отношение со сверстниками и со старшими______________________________

Средства общения. Характеристика речевой активности, словарный запас

____________________________________________________________________

Сформированность диалогической речи__________________________________

Учебные навыки:

- целенаправленность, самоконтроль____________________________________

- внимание, работоспособность, активность, переключение с одного вида

деятельности на другой________________________________________________ -математическиезнанияиумения_______________________________________

- соответствие техники чтения требованиям школьной программы ___________

- может ли воспроизвести прочитанное по плану и без него_________________

- отвечает ли на вопросы по содержанию текста_____________________________

- может ли дать оценку прочитанного____________________________________

- списывание, письмо под диктовку______________________________________

- скорость письма_____________________________________________________

- характер ошибок на письме___________________________________________

Память______________________________________________________________

Мышление: умеет ли сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-

следственные связи, делает выводы_____________________________________

Дата ___________

Классный руководитель

_______________________/_________________

/расшифровка Ф.И.О. /подпись

Руководитель образовательного учреждения _________________________________

/расшифровка Ф.И.О. /подпись

М.П.

————————-

Данный материал можете скачать в формате WORD ( article.doc )

Ваш отзыв