Требования к составлению психолого-педагогической характеристики детей на ПМПК
09 Окт 2013, Автор: EmployeeСтатью подготовил сотрудник ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования» социальный педагог, дефектолог Петряева Л. Н.
Для специалистов ПМПК основным документом отражающим важную и существенную информацию о ребенке, является педагогическая характеристика. Этот документ заполняется воспитателем дошкольного учреждения или классным руководителем школы, заверяется подписью руководителя учреждения и печатью.
Педагогическая характеристика должна составляться объективно и грамотно. Анализ педагогических характеристик детей поступающих на диагностическое обследование на ПМПК, показывает, что далеко не всегда этот важный документ составляется грамотно и полно. Педагогам школ и воспитателям дошкольных образовательных учреждений следует ответственно подходить к их написанию. Данные содержащиеся в педагогической характеристике, отражают индивидуальные особенности усвоения детьми программного материала; важные сведения особенностях взаимодействия ребенка с окружающими; трудности, характерные для ребенка при обучении и развитии; информацию о различных сторонах поведения и психической деятельности в целом.
К сожалению, многие педагоги не отражают в педагогических характеристиках той информации, которая дополняет сведения, получаемые специалистами ПМПК, проводящими психолого-педагогическое обследование. Основными недостатками при составлении характеристики становятся следующие:
1.Неполное соответствие педагогических характеристик.
Чаще всего приходится встречаться с характеристиками поверхностного, схематического содержания. В таких характеристиках-схемах отводится по одной строчке для описания таких важных разделов, как отношение к учебной деятельности, сформированности учебных навыков; характеристика общего развития и речи; отношение ребенка к неудачам, особенности работоспособности; заключение и рекомендации. Отводится по две строчке для описания особенностей семейного воспитания, отношения ребенка к словесной инструкции педагога, общая осведомленность о себе. Такие характеристики- схемы не дают информации для специалистов ПМПК.
2.Несоответствие содержания требованиям, предъявляемым к психолого-педагогической характеристике.
Ряд характеристик содержат краткое изложение времени пребывания ребенка в детском учреждении, изложение состояния ведущих психических функций — восприятия, внимания, мышления, памяти. Наблюдается подмена психолого-педагогических характеристик представлением школьного психолога.
3.Отсутствие в характеристиках анализа усвоения ребенком программного материала.
Значительное количество характеристик, представленных на диагностическое обследование, отражают жалобы учителя на неуспеваемость, либо трудности в поведении. Такие характеристики не содержат анализа неуспеваемости детей по разным направлениям программного материала дошкольного и школьного учреждения, нет и указания на возможные причины трудностей ребенка Ограничиваясь жалобами на поведение или обучение, педагоги не отражают положительные возможности ребенка, на которые следует опираться в педагогической работе.
4.Отсутствие в психолого-педагогических характеристиках обобщенных и обоснованных выводов педагога.
Значительное количество характеристик носит безадресный характер: педагог не указывает цель их составления: уточнение состояния ребенка, перевод в другое образовательное учреждение, дублирование программы или другие. В характеристиках не всегда отмечается отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отставания либо равнодушное отношение, либо неадекватное и т. д.)
Для оказания помощи педагогам дошкольных и школьных образовательных учреждений рекомендуется использовать следующие формы психолого-педагогических характеристик заимствованные из руководства по организации деятельности системы ПМПК под руководством А. Юдилевича (Москва- Орел,2002год,с. 112).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯХАРАКТЕРИСТИКА
(на детей дошкольного возраста)
Фамилия, имя, отчество ребенка___________________________________
Дата рождения__________________________________________________
Дошкольное образовательное учреждение
_____________________
тип _____________________ группа________
Срок пребывания в дошкольном образовательном учреждении__________
В каком возрасте поступил ________________________________________
Откуда поступил: из семьи, из другого образовательного учреждения (причина)______________________________________________________
Оценка адаптации ребенка в группе________________________________
Особенности игровой деятельности________________________________
Основные трудности, отмеченные в обучении________________________
Восприятие (зрительное, слуховое, ориентировка в пространстве, знание цветов, времен года, дней недели) ____________________________
Внимание______________________________________________________
Память_________________________________________________________
Мышление______________________________________________________
Моторика_______________________________________________________
Основные трудности, отмечаемые в общении _________________________
Речевое развитие________________________________________________
Социально-бытовые навыки _______________________________________
Темп деятельности _______________________________________________
Соматическое здоровье___________________________________________
Дата_______________
Воспитатель _________________________________/__________________
/расшифровка Ф.И.О. / подпись
Руководитель дошкольного образовательного учреждения
______________________ / __________________________
/расшифровка Ф.И.О. / подпись
М.П.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
(на детей школьного возраста)
Фамилия, имя, отчество ребенка _____________________________________
Мать________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
Отец________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
Дата рождения_______________________________________________________
Наименование образовательного учреждения_____________________________
Бытовые условия. Особенности семейного воспитания______________________
Другие сведения о ребенке (любая дополнительная информация)_____________
Где находился ребенок до поступления в настоящее образовательное учреждение__________________________________________________________
Когда поступил в учреждение, по какой программе обучался, успеваемость
____________________________________________________________________
Отношение к занятиям, поведение. Реакция на успех и неудачи в учебе
____________________________________________________________________
Отношение со сверстниками и со старшими______________________________
Средства общения. Характеристика речевой активности, словарный запас
____________________________________________________________________
Сформированность диалогической речи__________________________________
Учебные навыки:
- целенаправленность, самоконтроль____________________________________
- внимание, работоспособность, активность, переключение с одного вида
деятельности на другой________________________________________________ -математическиезнанияиумения_______________________________________
- соответствие техники чтения требованиям школьной программы ___________
- может ли воспроизвести прочитанное по плану и без него_________________
- отвечает ли на вопросы по содержанию текста_____________________________
- может ли дать оценку прочитанного____________________________________
- списывание, письмо под диктовку______________________________________
- скорость письма_____________________________________________________
- характер ошибок на письме___________________________________________
Память______________________________________________________________
Мышление: умеет ли сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-
следственные связи, делает выводы_____________________________________
Дата ___________
Классный руководитель
_______________________/_________________
/расшифровка Ф.И.О. /подпись
Руководитель образовательного учреждения _________________________________
/расшифровка Ф.И.О. /подпись
М.П.
————————-
Данный материал можете скачать в формате WORD ( article.doc )