Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Закрыть панель

Первый Всероссийский съезд дефектологов

29 Окт 2015, Автор: Employee

Отчет об участии специалистов ГБУ СО «Центр ППМС» г. Саратова в
I Всероссийском съезде дефектологов «Особые дети в обществе»

    С 26 по 28 октября 2015 года в Москве состоялся Первый Всероссийский съезд дефектологов «Особые дети в обществе».

Огромное количество специалистов в области дефектологии проявили интерес к данному мероприятию.
Для участия  в историческом мероприятии прибыло 1760 дефектологов из 75 субъектов Российской Федерации, в том числе и представители Саратовской области. Среди участников съезда от Саратовской области были директора и заместители директоров школ и интернатов, реализующих обучение по адаптированным программам и директор ГБУ СО «Центр ППМС» г. Саратова – Руднева Л.В.
За три дня участники съезда смогли ознакомиться с работой ведущих дефектологов России и лучших учреждений, работающих с детьми с огран6иченными возможностями здоровья  на территории Российской Федерации, поучаствовать в панельных дискуссиях «Российская школа – школа для всех?» и «Дефектологическое образование: слово и дело».

Второй и третий день съезда предполагали выбор секций и круглых столов по различным направления, предусмотренных программой съезда. Безусловно, хотелось посетить все представленные мероприятия, но каждому участнику пришлось отдать предпочтение только двум из них.

Руководитель Саратовского Центра остановила свой выбор на секции №4 «Раннее комплексное сопровождение детей с ОВЗ и их родителей в современном межведомственном пространстве», которая прошла в Московском педагогическом государственном университете.

В ходе работы секции были рассмотрены актуальные проблемы ранней помощи в Российской Федерации, в том числе :

- проблемы внедрения ранней комплексной помощи в региональное образовательное пространство,
- комплексная многоэтапная диагностика нарушений развития у детей первых лет жизни,
- возможности психолого-педагогического сопровождения семей с  младенцами с перинатальной патологией в учреждениях здравоохранения,
- инновационная модель раннего сопровождения детей с нарушениями слуха в Башкирии,
- нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушений развития в раннем возрасте,
- использование элементов Монтессори-педагогики в системе ранней помощи детям,
- современные технологии разработки индивидуальных программ развития для детей раннего возраста,
- вариативные стратегии раннего психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ.

Кроме того, освещена методика выявления и преодоления трудностей в развитии общения матери с ребенком первых лет жизни, абилитационная компетентность родителей как фактор изменения образовательной практики, а также результаты апробации модели ранней помощи в образовательных организациях города Москвы.

Среди тематики круглых столов, представленной на съезде, выбор пал на круглый стол «От Закона об образовании в Российской Федерации и федеральных государственных образовательных стандартов к изменениям системы образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)».
Это не было случайным выбором, так как данная тема очень актуально в настоящее время, ведь впервые дети с РАС были выделены из структуры других направлений адаптированных образовательных программ в отдельный стандарт. Данное обстоятельство является историческим переломным моментом в обучении данной категории детей. К счастью, есть учреждения на территории РФ, уже имеющие опыт работы по инклюзии и интеграции данных обучающихся в группы (классы) в образовательных организациях, который и был представлен собравшимся.

Круглый стол проходил на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ГБОУ ВПО МГППУ. Данное учреждение имеет два корпуса в разных районах Москвы на ул. Архитектора Власова, д. 19, стр. 2 – для детей с РАС без нарушения интеллекта и на ул. Кашенкин Луг, д. 7 – для детей с РАС и интеллектуальными нарушениями (место проведения круглого стола). Участникам съезда была предложена ознакомительная экскурсия по Центру и раскрыты основные направления и принципы работы с обучающимися с РАС.
Ребята получают всестороннюю помощь специалистов психологов, логопедов, дефектологов. Работа строится на основе индивидуального подхода с учетом возможностей каждого обучающегося. При поступлении в центр ребенок сначала посещает индивидуальные занятия, затем эпизодически включается в группу и, лишь будучи готовым к систематическим совместным занятиям со сверстниками, включается в классный коллектив центра.

Следует отметить, что классы в Центре являются переходным звоном к обучению в школе (общеобразовательной или реализующей адаптированные программы, в зависимости от интеллектуальных и физических возможностей ребенка). Специалисты центра рассказали о двух направлениях работы: инклюзии и интеграции. Ребята с РАС не имеющие снижения интеллекта готовятся к постепенной инклюзии в общеобразовательные учреждения по месту жительства, а дети с РАС и снижением интеллекта, готовятся к интеграции в специализированные классы и школы, реализующие адаптированные программы.  Ребята в ходе обучения посещают школы, в которых им предстоит учиться. Специалисты готовят их психологически к переходу в новую среду. Будущие одноклассники имеют возможность привыкнуть к новому члену классного коллектива.
Особенно важным это становится при инклюзии в среду здоровых сверстников. Наполняемость классов большая и без помощи грамотного специалиста обучающемуся с РАС крайне сложно освоить школьную программу и  наладить социальные контакты. Дети даже с очень высоким интеллектом могут быть неуспешными, если не будут готовы к принятию требований учителя и восприятию материала в классе, а не индивидуально.

Дети второй группы (имеющие нарушение интеллекта) подвергаются в ходе обучения постепенной интеграции в классный коллектив специализированной школы, реализующей адаптированную образовательную программу для умственно отсталых (с интеллектуальными нарушениями) обучающихся. То есть ребята обучаются по аналогичной программе в классах Центра, а затем постепенно переходят на систематическое обучение в классе школы. Принцип подготовки к обучению тот же: сначала индивидуальные занятия, затем добавляются периодические групповые занятия, затем класс Центра.
Следует отметить, что в штате Центра предусмотрены тьюторы, но основное постоянное сопровождение обучающегося ложится на волонтеров, которые на бесплатной основе в рамках практики (студенты специализированных отделений институтов) сопровождают ребят в период обучения, помогают им научится функционировать самостоятельно (ходить в туалет, в столовую, в спортивный зал и игровую, одеваться и т.д.).

На съезде был так же представлен видео ряд: выдающиеся дефектологи России (виртуальный музей ИКП РАО), заслуженные дефектологи, видеовизитки ведущих университетов, художественные фильмы: «Школа коррекции», «Антон здесь рядом», «Пошто, маловерная» (Матвей Трошенкин), «Человек дождя», «Я — Сэм!», «Звезды говорят на жестовом языке», «Расправить крылья» — люди с инвалидностью: Центр жестового языка имени Г. Л. Зайцевой, радиожурналы ВОС «Диалог», интернет-радио-станция для незрячих РАНСи С – И.Н.Зарубиной, Общественная деятельность В.Тетерина Звезды паралимпиад и сурдоолимпиад. А так же участники съезда могли ознакомится с творчеством театров «Простодушный», «Недослов», «Мимики и жеста», «Танцы на колясках» и работами художников «Гефест», «Марафон-ИК».

Один отзыв на «Первый Всероссийский съезд дефектологов»

  1. Ирина:

    вода одна вода как всегда. А мы ходим к платному дефектологу и бесплатно его просто не существует

Ваш отзыв